Рассмотрим подробнее, что такое ОВЗ, дадим определение термина, какие заболевания входят и как работать с людьми, подверженными недугам, установленным российским законодательством.
Первичное определение ОВЗ
В список заболеваний входит достаточно широкий перечень дефектов физического и психологического развития.
Научная литература дает возможность чётко идентифицировать и разграничить список ОВЗ от других заболеваний. В частности, тут речь идёт о недугах, которые приводят к ограничениям в привычной жизни. Это могут быть и сенсорные дефекты и патологии физиологического или психического плана. Больной не может справляться со всеми обязанностями или выполнять некоторые функции, привычные для здорового человека.
Болезни попадающие в категорию ОВЗ могут иметь общий, хронический или временный характер. Работу с таким пациентом предпочтительно начинать с самого детства, так как физические ограничения могут наложить неизгладимый отпечаток на личности человека.
Это приводит к весьма печальным последствиям в виде заниженной самооценки, депрессии, неуверенности и даже стремлению к самоизоляции. Последняя является серьезным недугом и в совокупности с депрессивным состоянием может завести человека куда угодно.
Заболевания ОВЗ: полный список
Как определить, подпадает ли болезнь под категорию ограничения возможности здоровья? Есть универсальная шкала ограничения человеческих возможностей. Она принята Всемирной организацией здравоохранения в середине 80-х годов прошлого века.
Шкала очень простая и делится всего на 3 ступени:
- Аномалия или утрата анатомической функции или целой структуры;
- Потеря способности поддержки собственной жизнедеятельности;
- Полная или частичная недееспособность (известная как инвалидность).
Это обобщённый способ определения больных, имеющих категорию ОВЗ. С медицинской точки зрения под список ограниченной возможности здоровья подходят следующие проблемы и расстройства в организме:
Напишите свой вопрос, и
- Дисфункция речевого аппарата;
- Функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата;
- Нарушения зрительной функции;
- Частичные нарушения или полное отсутствие слуха;
- Задержка психического и умственного развития (чаще всего встречается в детском возрасте);
- Проблемы с коммуникацией (или вовсе отсутствие навыков общения);
- Нарушения, сочетающие в себе сразу несколько дефектов (комплексные).
[adinserter block=»3″]
Адаптация детей подпадающими под категорию ОВЗ
Это очень кропотливое и трудоёмкое занятие, которое потребует не только развитых педагогических навыков, но и большого терпения.
При обучении ребёнка с ОВЗ нужно руководствоваться 4-мя принципами, а именно:
- Спокойная и размеренная атмосфера;
- Приспосабливаемость учебного процесса к окружающим условиям;
- Совместный труд педагога с учеником;
- Здоровая мотивация к учёбе.
На правильность развития ребёнка в большей мере оказывает влияние правильное семейное воспитание. Это вовсе не принижает роль педагога в жизни подрастающего ребёнка.
Для детей с ограничениями существуют специальные коррекционные методики, с помощью которых удаётся сгладить контакт с педагогом и оптимизировать общеобразовательную программу.
Не лишним будет иметь в учебном классе и оборудование, упрощающее процесс обучения для детей с нарушениями зрения или слуха. Например, для первых есть пособия по развитию чувствительности рук (для работы с системой Брайля) а для последних — специальные аудиоустройства, усиливающие прием звука или восстанавливающие функцию слуха частично (при полном отсутствии). Правда, стоит подобное оборудование недёшево.
Социальная адаптация пациентов с ОВЗ детского и более зрелого возраста очень важна. Без этого полноценное развитие человека как личности попросту становится невозможным. И чем раньше за работу возьмётся специалист (в детском возрасте) тем лучше будет результат и меньше проблем встретится впоследствии.