Рассмотрим подробнее, что такое ОВЗ, дадим определение термина, какие заболевания входят и как работать с людьми, подверженными недугам, установленным российским законодательством.

Первичное определение ОВЗ

В список заболеваний входит достаточно широкий перечень дефектов физического и психологического развития.

Научная литература дает возможность чётко идентифицировать и разграничить список ОВЗ от других заболеваний. В частности, тут речь идёт о недугах, которые приводят к ограничениям в привычной жизни. Это могут быть и сенсорные дефекты и патологии физиологического или психического плана. Больной не может справляться со всеми обязанностями или выполнять некоторые функции, привычные для здорового человека.

Болезни попадающие в категорию ОВЗ могут иметь общий, хронический или временный характер. Работу с таким пациентом предпочтительно начинать с самого детства, так как физические ограничения могут наложить неизгладимый отпечаток на личности человека.

Это приводит к весьма печальным последствиям в виде заниженной самооценки, депрессии, неуверенности и даже стремлению к самоизоляции. Последняя является серьезным недугом и в совокупности с депрессивным состоянием может завести человека куда угодно.

ОВЗ — какие заболевания входят: полный список

Как определить, подпадает ли болезнь под категорию ограничения возможности здоровья? Есть универсальная шкала ограничения человеческих возможностей. Она принята Всемирной организацией здравоохранения в середине 80-х годов прошлого века.

Шкала очень простая и делится всего на 3 ступени:

  • Аномалия или утрата анатомической функции или целой структуры;
  • Потеря способности поддержки собственной жизнедеятельности;
  • Полная или частичная недееспособность (известная как инвалидность).

Это обобщённый способ определения больных, имеющих категорию ОВЗ. С медицинской точки зрения под список ограниченной возможности здоровья подходят следующие проблемы и расстройства в организме:

  • Дисфункция речевого аппарата;
  • Функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • Нарушения зрительной функции;
  • Частичные нарушения или полное отсутствие слуха;
  • Задержка психического и умственного развития (чаще всего встречается в детском возрасте);
  • Проблемы с коммуникацией (или вовсе отсутствие навыков общения);
  • Нарушения, сочетающие в себе сразу несколько дефектов (комплексные).

дети овз

Адаптация детей подпадающими под категорию ОВЗ

Это очень кропотливое и трудоёмкое занятие, которое потребует не только развитых педагогических навыков, но и большого терпения.

При обучении ребёнка с ОВЗ нужно руководствоваться 4-мя принципами, а именно:

  • Спокойная и размеренная атмосфера;
  • Приспосабливаемость учебного процесса к окружающим условиям;
  • Совместный труд педагога с учеником;
  • Здоровая мотивация к учёбе.

На правильность развития ребёнка в большей мере оказывает влияние правильное семейное воспитание. Это вовсе не принижает роль педагога в жизни подрастающего ребёнка.

Для детей с ограничениями существуют специальные коррекционные методики, с помощью которых удаётся сгладить контакт с педагогом и оптимизировать общеобразовательную программу.

Не лишним будет иметь в учебном классе и оборудование, упрощающее процесс обучения для детей с нарушениями зрения или слуха. Например, для первых есть пособия по развитию чувствительности рук (для работы с системой Брайля) а для последних — специальные аудиоустройства, усиливающие прием звука или восстанавливающие функцию слуха частично (при полном отсутствии). Правда, стоит подобное оборудование недёшево.

Социальная адаптация пациентов с ОВЗ детского и более зрелого возраста очень важна. Без этого полноценное развитие человека как личности попросту становится невозможным. И чем раньше за работу возьмётся специалист (в детском возрасте) тем лучше будет результат и меньше проблем встретится впоследствии.

Не забудьте поделиться полезной информацией:
Оцените, пожалуйста, публикацию:
(Средняя оценка 5,00 из 5)
Чтобы спросить или оставить комментарий, прокрутите страницу вниз ⤓
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *